Охотники на краба
Конструкторское бюро «Восток», входящее в состав АО «Центр технологии судостроения и судоремонта», подготовило проекты СКС56 «Командор» и СКС57 «Кунашир» в различных модификациях. Заказчик может выбрать одно из двух исполнений – с морозильным трюмом или RSW-танками.
Проекты особой важности
Добыча краба – один из самых высокодоходных видов морского промысла. На взгляд обывателя, такой лов не представляет особых забот: выставляются ловушки с приманкой, крабы туда заползают, ловушки поднимают, вытряхивают и везут продавать ценный деликатес. Однако на деле очень многое зависит от удачи, мастерства капитана и команды, а главное – от судна. Важны его технические характеристики и оснащение, а также обеспечение безопасности экипажа, ведь вахта трудится на верхней палубе у борта, иногда в экстремальных условиях. Поэтому подход к проектированию современного краболова – дело особо ответственное.
В последнюю пару лет, после первых аукционов по квотам на добычу краба, было заложено много корпусов будущего краболовного флота. Конструкторское бюро «Восток» готовило собственные концептуальные проекты таких судов, а также не раз привлекалось для оценки проектов других организаций. Все это позволило собрать солидный конструкторский задел.
Кроме того, живое общение с представителями промысловых компаний и верфей дало четкое понимание, какими должны быть облик и оснащение современного краболова. С учетом полученных данных КБ «Восток» переосмыслило и глубоко модернизировало свои проекты. При этом применялись самые современные средства: трехмерное моделирование и виртуальная реальность. Фактически были заново подготовлены концептуальные проекты – уже с пожеланиями конкретных заказчиков и под их нужды.
Заморозка или живой улов
Анонсированы новые аукционы по крабовым квотам – их победители тоже будут строить суда на российских верфях. Аналогичные условия должны выполнить компании, которые приобрели на торгах лимиты глубоководных крабов в 2020–2021 годах. При этом если организация уже заложила новый флот и планирует расширять серию, она с учетом имеющегося опыта может сделать выбор в пользу новых проектов.
Таких, как проект среднего краболовного судна СКС56 «Командор». Он выполнен в двух вариантах. В первом судно имеет перерабатывающий цех с холодильной установкой для заморозки продукции. Второй вариант предусматривает на борту цистерны с системой RSW, позволяющей перевозить улов живьем – живой краб стоит гораздо дороже мороженого.
СКС56 «Командор» в исполнении с морозильной установкой
Дополнительно рассматривается третий, комбинированный, вариант. Он сочетает достоинства обработки и заморозки, с одной стороны, и перевозки живого краба – с другой.
Судно спроектировано под неограниченный район плавания, имеет класс Российского морского регистра судоходства КМ✪Ice2 (hull; machinery) Aut2 (REF) Fishing Vessel.
«Командор» может решать следующие задачи:
- лов краба при помощи конических ловушек;
- первичная обработка, сортировка, разделка и заморозка улова (в исполнении «Морозильное судно»);
- первичная обработка, сортировка, размещение в цистернах с системой RSW (в исполнении «Судно с системой RSW»);
- перевозка и передача продукции на транспортные суда или в порт.
Судно предназначено для добычи камчатского, синего, волосатого, равношипого крабов, стригунов опилио и бэрди. Суточный вылов в исполнении «Морозильное судно» – около 20 тонн.
СКС56 «Командор» в исполнении с морозильной установкойГлавные размерения и основные характеристики «Командора»
- Длина наибольшая (по корпусу) -56,2 м
- Ширина наибольшая (по корпусу) - 12 м
- Высота борта до главной палубы - 6,2 м
- Высота борта до верхней палубы - 8,8 м
- Осадка по грузовую марку - 4,6/4,8 м*
- Мощность главного двигателя - 2100/2700 кВт*
- Скорость - 13/15 узлов*
- Количество ловушек - до 3000 штук
- Экипаж - 32/30 человек*
- Автономность - 45/20 суток
- Объем трюма/цистерн - 895/550 м3
* характеристика соответствует варианту с танками RSW
В проекте СКС56 «Командор» реализовано большое количество технологических решений для облегчения работы экипажа и сокращения расходов на содержание и обслуживание судна. При этом краболов выгодно отличается внешним видом – он невероятно красив!
КБ «Восток» продолжает развивать проект в части опционного насыщения и различных комбинаций оборудования, совершенствуя детали. Таким образом, возможные пожелания заказчика будут оперативно учтены.
Есть предел высоте
В конструкторском бюро обращают внимание, что потенциал заданных размерений судна не бесконечен. На Западе при наложенных ограничениях длины и ширины проектанты обычно следуют по пути роста вверх, увеличивая массу судна. Это негативно сказывается на показателях остойчивости, которую обеспечивают за счет твердого и (или) жидкого балласта или увеличением толщин подводной части корпуса. КБ «Восток» отмечает: такие тенденции нельзя назвать технически грамотными – с ростом массы увеличивается мощность энергетической нагрузки. А это приводит к значительным эксплуатационным затратам для судовладельца.
Кроме того, наращивание высоты влечет существенное увеличение ветровых нагрузок. Они при больших волнах, особенно в сочетании с обледенением, могут даже опрокинуть судно.
С учетом современных тенденций и собственного опыта проектирования КБ «Восток» всегда находит технически верные и обоснованные решения с точки зрения безопасности и экономичности судна.
Если хочется побольше
Хотя потенциал проекта СКС56 «Командор» далеко не исчерпан, специалисты КБ «Восток» начали проектирование среднего краболовного судна следующей модификации – СКС57 «Кунашир».
Этот проект отличается несколько большими размерениями, архитектурой и компоновкой. Он тоже предлагается сразу в двух вариантах – с морозильными аппаратами и системой RSW. Выбор проекта и его насыщения – за заказчиком.
Проекты СКС56 «Командор» в исполнениях с морозильным трюмом и с RSW-танками смотрите в прикрепленных файлах.
АО «Центр технологии судостроения и судоремонта»
198095, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Промышленная, 7
Тел.: +7 (812) 786-19-10
Факс: +7 (812) 786-04-59
E-mail: inbox@sstc.spb.ru
www.sstc.spb.ru
На правах рекламы